Главная / Инновационные технологии / Бац - и нет старушки!

Бац - и нет старушки!

Неумолимая логика убытков

Генеральный директор компании Yahoo! 63-летняя Кэрол Бертц отправлена в отставку по решению совета директоров организации.
К.Бертц возглавляла Yahoo! с 2009г. - с тех пор, как компанию покинул ее основатель Джерри Янг. С приходом К.Бертц связаны большая реорганизация руководства Yahoo и массовое увольнение сотрудников.

Какое нам дело до некоей Бертц, которую уволили где-то за океаном - скажет читатель. И будет прав - мало ли кого принимают на работу / увольняют каждую минуту. Но данное увольнение - верхушка айсберга, и на этот айсберг весьма познавательно взглянуть подробнее.

Итак, компания Yahoo! Inc. основана в 1994г. и с самого начала основным приоритетом в работе поставила качество и разработку подлинно инновационных технологий. Что есть качество поисковика? В первую очередь - возможность быстро и правильно найти то, что мне нужно. Эта, казалось бы, простенькая задача с разрастанием интернета превратилась в сложнейшую проблему.

Как, напр., понять, относится ли слово «телка» в запросе к девушке, или это запрос зоотехника. Как отсеять ненужные ссылки, так раздражающие при интернет-серфинге. И т.д., и т.п.

Для решения подобных задач ныне применяются все более изощренные алгоритмы, алгоритм поиска давно строится на эвристических моделях, по сути, поисковики фирм-гигантов, это экспертные системы высочайшего уровня. Вот тут и начинается интересное.

Как известно, именно Yahoo стоял у истоков создания высокоуровневых поисковых машин и их внедрения в поисковики, и в тот период (90-е годы прошлого века) с ним никто не мог тягаться по полноте и удобству результатов. В те времена на научную работу в данной области Yahoo тратил немыслимые для отрасли средства. «Быть впереди по части научных разработок, маркетинг последует за ними» - это, можно сказать девиз основателя Yahoo Джерри Янга. И, безусловно, тогда разработки Yahoo отличались отменным качеством - и именно качество принесло фирме и славу, и известность, и огромные прибыли.

Но в 2009г. Джерри Янг покидает компанию, и Yahoo совершает ту же ошибку, что в свое время другой гигант - Microsoft. Суть ее можно выразить так: первичен именно маркетинг, а качество - потом.

Иными словами, любую слабую разработку можно сделать топовой, вложив в маркетинг побольше. Рьяной поборницей такого подхода являлась как раз Кэрол Бертц. Придя в Yahoo вслед за уходом отца-основателя Джерри Янга она тут же развернула масштабные сокращения сотрудников, причем среди них было немало тех, кто создавал славу Yahoo своими уникальными наработками.

Действительно, зачем держать на работе кучу высокооплачиваемых интеллектуалов, когда можно нанять нескольких ловких пиарщиков и рекламщиков?!

И пошло-поехало - такого масштабного сокращения ведущих специалистов Yahoo не знал никогда. И поначалу все оборачивалось бравурными реляциями - средства сэкономлены огромные, реклама Yahoo на каждом заборе, рекордные дивиденды акционерам по итогам первого года работы К.Бертц, ура-ура.

Да вот беда - к тому времени Yahoo давно не являлась единственным поисковиком - и уволенные супер-специалисты уходили ни в «никуда», а к конкурентам - в Google и пр. И продолжали там выполнять свои профессиональные обязанности, т.е. создавать всё лучшие поисковые системы.

Первый звоночек прозвучал через год с небольшим после «реформ» Бертц - число пользователей, предпочитающих Yahoo, стало снижаться.

Пояснение читателям. Существуют разные способы подсчета предпочтений поисковиков, их адепты до сих пор спорят, было ли это масштабное снижение интереса к Yahoo первым в ее истории или нет. Да нам это и не важно, главное - оно было, и последовало вслед за действиями К.Бертц.

Казалось бы, компании в таком положении самое время «вернуться к истокам» и вновь сделать упор на качество. Но нет - сокращения IT-специалистов продолжаются, а суммы на рекламу и связанные с ней мероприятия (конкурсы, викторины под патронатом Yahoo и т.п. лабуда) резко возрастают. Однако падение интереса продолжается пользователей - К.Бертц увольняет одного рекламного директора за другим, а расходы на рекламу все растут…

Интересно, что история ничему не учит софтверных гигантов. По сути, на те же грабли в свое время наступил Microsoft. Вспомните - выпуск крайне неудачной, сырой ОС Vista, затем, вместо исправления кодов - гигантские вложения в ее рекламу, затем выкручивание рук пользователям - невозможность перейти с Vista назад на XP. Затем - массовые протесты компаний-сборщиков компьютеров, выпуск диска-приложения, кот. позволял сразу после покупки самому заменить Vista на XP.  И ее тихая смерть, под взглядом бодренькой на тот период XP, и выпуск сырой Win 7, и вновь огромные рекламные расходы, латание дыр вместо работ по коренному улучшению, и  выпуск нового «недоделка» - Win 8.

Что говорили обо всей этой суете IT-специалисты? Что если бы хотя бы треть тех средств, что были потрачены на рекламу Vista, вложить в реальные разработки, можно было бы действительно сделать систему, качественно превосходящую все имеющиеся ОС. Но увы…

Кроме того, мир изменился. Сегодня недостаточно просто крикнуть погромче «Это лучшая система в мире!», чтобы пользователь бросился за нее платить. Он (пользователь) уже достаточно умудрен и понимает, что, напр., интерфейс может быть красив, но это совершенно не сообщает  ОС «Полное преимущество в большинстве существенных компонентов». А интерфейс есть не более чем набор картинок на экране. Который сделать, естественно, проще, чем переписать ядро системы.

А с поисковиком еще нагляднее - попробуйте ввести в интернете сложный запрос, и посмотрите, какой из поисковиков его «умнее» всех обработает. То-то же, вот Вам и ответ на вопрос, кто первичен - разработчик или менеджер. И свидетельство, что экономия на технологиях губительна даже для гигантов. Такова неумолимая логика убытков в наше технологичное время.

Хозяева Yahoo утверждают, что понеся огромные финансовые потери, осознали сей очевидный факт, и именно этим объясняется увольнение К.Бертц. Ну что же, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Прочих эта наглядная история может избавить от затрат на избыточный маркетинг в ущерб сути. Ведь проще учиться на чужих ошибках, особенно, когда речь идет о деньгах.

Игорь Залюбовский,
доктор наук, профессор