Главная / Инновационные технологии / Кризис и переобучение

Кризис и переобучение

В 2015 году Правительство выделило 52 миллиарда рублей на борьбу с безработицей. Работники, которым грозит сокращение, смогут повысить квалификацию. 

Для сравнения: в 2010г. эта сумма равнялась 30 млрд. рублей.

Первая мысль, которая сразу возникает - 52 млрд.  это много или мало?

Напомню читателям, что нынешняя Россия, увы, не столь богатая страна, как нам бы хотелось - отечественный ВВП в 4 раза меньше, чем, напр., в Германии. Поэтому тратить столько же, сколько развитые западные страны, РФ не может просто по определению.

С учетом вышесказанного, сопоставима ли выделенная сумма с тем, что  тратят за рубежом?

Суди сами: напр., во Франции Президент озвучил расходы государства в условиях кризиса на переобучение и профессиональное образование населения, в размере 1,7 миллиарда евро на 2014-2015г.г. (источник - AFP). Похожие суммы и во многих других развитых государствах.

Как видим, в целом расходы вполне сравнимые. Поэтому вопрос не столько в величине суммы, главные российские проблемы в рассматриваемой области, на мой взгляд, следующие.

1. Российские компании (в т.ч. и негосударственные) по-прежнему не хотят вкладываться в расходы на персонал, не понимают, что именно персонал - одна из основ стабильности и успешности их развития. Продвинутые в этом плане руководители (как, напр., г-н Потанин),  увы, не показатель. И здесь наше отличие от Запада  разительное. Проиллюстрирую это на примере переобучения персонала.

В 2013г. сумма совокупных вложений компаний РФ на переобучение своего персонала колебалась по разным источникам от 1,8 до 2,3 млрд. долларов (это негосударственные расходы). А в тот же год, напр., в США, фирмы израсходовали  на переобучение своего персонала около  207 млрд. долларов, в Германии - более 114 млрд., в маленькой Японии - более 82 млрд.

И это, на мой взгляд, наша самая большая сегодняшняя опасность. Государство Российская Федерация может вкладывать огромные суммы, но пока руководители предприятий массово не проникнутся идеей важности, нужности и ценности персонала как важнейшего компонента успешности, даже самые благие намерения государства будут давать мизерный эффект, а то и вовсе «уходить в песок».

Сюда примыкает и невнимание многих наших фирм к судьбе увольняемых людей. Аутплейсмент (последующее трудоустройство уволенных сотрудников) пока не вошел в моду среди российских компаний. В лучшем случае людей направляют на переобучение. Хотя, как отмечает специалист Мария Маркина, в регионах подобные реабилитационные меры часто не приносят результата.

2. У нас «рабочая сила» в массе своей - люди небогатые. Поэтому они не в состоянии платить из своего кармана за качественное повышение квалификации, переобучение, переезд в другой город и т.п. Так что скомпенсировать за свой счет прореху в мозгах руководителей российский работник не в состоянии. Конечно, сейчас разворачиваются различные структуры, фонды, которые должны содействовать таким начинаниям населения. Но давайте скажем честно - нередко человеку из глубинки, стремящемуся решить эти вопросы, реальной помощи ждать неоткуда.

3. К тому же за рубежом огромную (и все большую) роль в переобучении, дальнейшем передислокации персонала, создании новых вакансий играет дистанционное обучение. Для справки: В США в 2012г. примерно 370 тыс. человек обучались и переобучались исключительно дистанционно, платя учебным заведениям за онлайн-курсы $1,86 млрд. в год.

Замечу, это вполне конкретное обучение, включающее в себя и программы «под конкретные предприятия», и коучинг, и мастер классы. Наши расходы в этой области я даже не стану приводить, дабы не расстраивать читателей, поскольку есть проблема гораздо опаснее недофинансирования.

4. Эта проблема - крайне неравномерное распределение расходования гос. средств на территории РФ (имеются в виду, естественно, различные мероприятия и программы в рассматриваемой области).

Проиллюстрирую примером из сферы управления. Известно, что России не хватает грамотных специалистов-управленцев - достаточно взглянуть на сайты агентств по подбору персонала.

Число отечественны учебных заведений, предлагающих управленческую подготовку и переподготовку взрослых, постепенно растет, но еще долго их количество будет недостаточным. Так, в настоящее время в России есть не менее 79 программ делового администрирования, которые предлагают около 35 университетов и высших школ. Однако львиная доля этих школ (29) находится в Москве! Для сравнения, в США и Канаде, по данным Official MBA Guide, их насчитывается более 800. При этом они не сосредоточены в Нью–Йорке или Вашингтоне, а разбросаны по всей территории Северной Америки.

Сформулируем резко, но правдиво - чем дальше от Москвы живет потенциально нужный стране работник, тем меньше у него шансов получить нормальное обучение/переобучение и хорошую работу (отдельные «нефтяные» районы и предприятия-миллионеры общую картину не меняют).

5. И, наконец, пятая проблема - техническая и инструментальная отсталость центров по трудоустройству населения и большинства рекрутинговых фирм (особенно - в регионах). Если говорить о гос. центрах, то их отчетность требует прежде всего «вал», поэтому говорить о нормальной содержательной работе с соискателем не приходится. В лучшем случае используются тесты 30-40 летней давности, в худшей - примитивные опросники. В отличие от других промышленно развитых стран, фактически не ведется «обратная связь» - напр.,. сколько из трудоустроенных  через год продолжают работать на том же месте, как предприятие выполнила обязательства перед работниками условия переселения их к себе (подъемные, квартира и пр.).

Скажем, опять же, прямо. Такой подход впрямую обворовывает государство. Оно выделяет все большие средства на сферу труда, а средства эти расходуются в сегодняшней России крайне неэффективно. И это при том, что в России существуют свои великолепные технологии диагностики, профотбора, профориентации и т.п., но пользуются ими за рубежом чаще, чем внутри страны.

Вот такой грустный парадокс. Заметьте, я намеренно не затрагивал наших общих «больных вопросов» - «распила» бюджетных средств, ангажированности чиновников и т.д.

Конечно, есть и позитивные примеры, и их в нашей стране становится все больше.  Но я намеренно подробнее остановился на том, что мешает развитию данной сферы. Ведь кризис не вечен. И то, что государство даже в условиях ограниченных кризисных ресурсов выделяет все больше средств для решения вопросов сферы труда, что вовлеченность населения в процесс переобучения и качественного трудоустройства, пусть медленно, но растет - вселяет осторожный оптимизм.

Игорь Залюбовский,
доктор наук, профессор